https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/issue/feedИнтеллектуальные технологии на транспорте (сетевой электронный научный журнал)2024-04-16T22:36:38+03:00Arrayitt-pgups@yandex.ruOpen Journal Systemshttps://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16439Оптимизация отраслевых задач в управлении большими данными с использованием эволюционных алгоритмов: сравнительное исследование2024-04-16T22:36:31+03:00Ахмед Худайр Аббасdr.ahmed.k.abbas@uodiyala.edu.iq<p>В статье предлагается новый подход к решению проблем управления большими промышленными данными с использованием генетических алгоритмов, оптимизации роя частиц, муравьиных алгоритмов и культурных алгоритмов. Исследование направлено на эффективное распределение ресурсов, балансирование противоречивых целей, таких как минимизация затрат, использование ресурсов и улучшение качества.<br>Данный подход предлагает комплексную структуру, которая сочетает в себе преимущества различных методов оптимизации, предоставляя лицам, принимающим решения, важные сведения об оптимальных стратегиях работы с большими данными в своих отраслях. Результаты исследования показывают эффективность гибридного подхода в достижении оптимальных решений, что повышает операционную эффективность и принятие стратегических решений в эпоху больших данных.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16443Анализ и перспективы применения методов машинного обучения для чрезвычайных ситуаций2024-04-16T22:36:32+03:00Ойбек Зокирович Корабошевkoraboshevoybek@gmail.com<p>Рассматривается использование методов машинного обучения для управления чрезвычайными ситуациями, такими как пожары, наводнения, землетрясения. Основное внимание уделяется прогнозированию бедствий, системам раннего предупреждения, мониторингу и реагированию на стихийные бедствия. Рассматриваются методы глубокого обучения, алгоритмы кластеризации и локальной оптимизации, а также стохастические алгоритмы.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16444Экспертная система для диагностики неисправности рельсовой цепи с использованием искусственного интеллекта2024-04-16T22:36:32+03:00Равшан Маратович Алиевsilara@mail.ruМарат Мухаммедович Алиевsilara@mail.ruЭзоз Турсуналиевич Тохировsilara@mail.ru<p>Представлены алгоритм и программы для экспертной системы, предназначенной для определения неисправности рельсовой цепи на железнодорожном транспорте. Исследованы математическая и имитационная модели для определения режимов работы рельсовой цепи с токовым съемом. Разработаны алгоритмы и программы для создания экспертных систем на основе этих моделей, что позволяет оперативно диагностировать неисправности и предоставлять рекомендации по их устранению.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16445Алгоритм COOT Bird для ежедневного прогнозирования концентрации мелкодисперсных твердых частиц. Статистическое исследование2024-04-16T22:36:32+03:00Ахмед Хассен Аль-Нуами Валидpurecomp.waleed.hassan@uodiyala.edu.iq<p>Мелкодисперсные твердые частицы (PM2,5) представляют значительный риск для здоровья населения и окружающей среды. Точное прогнозирование концентрации PM2,5 имеет решающее значение для эффективного управления окружающей средой. В этом исследовании мы представляем новую гибридную модель, модель естественной жизни COOT, вдохновленную птицами, в сочетании с искусственной нейросетью (COOT-ANN) для прогнозирования ежедневной концентрации PM2,5 в Хайдарабаде и Дели с 2014 по 2022 год. Производительность модели COOTANN сравнивается с моделью ANN и гибридной моделью Dragonfly-ANN (DA-ANN). Используя диаграмму Тейлора, мы видим, что модель COOT-ANN демонстрирует наибольшую близость к точке наблюдения, что приводит к снижению ошибок прогнозирования на 13,94 % и 11,42 % по сравнению с моделью ANN в Хайдарабаде и в Дели соответственно. Более того, усиковая диаграмма модели COOT-ANN очень похожа на фактическое распределение данных. Следовательно, модель COOT-ANN превосходит модели ANN и DA-ANN на обеих станциях мониторинга. Этот инновационный подход к прогнозированию качества воздуха может значительно повысить точность программ защиты окружающей среды.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16446Эффективность дистанционного обучения и тестирования персонала ОАО «РЖД» для работы в условиях чрезвычайных ситуаций: анализ и экономическое обоснование2024-04-16T22:36:33+03:00Алексей Иванович Дергачевd_ader@mail.ruСергей Геннадьевич Ермаковermakov@pgups.ruОльга Николаевна Курановаolga_kuranova@mail.ruОльга Андреевна Степанскаяstepanskaya@pgups.ruАлександр Александрович Брызгаловthrenhawk@gmail.com<p>Цель исследования: рассматриваются направления применения новых информационных и телекоммуникационных технологий для организации процесса повышения квалификации персонала ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в условиях чрезвычайных ситуаций. Метод исследования: основан на анализе эффективности дистанционного обучения и тестирования персонала. Результаты: показывают значительное снижение издержек и повышение производительности труда при использовании дистанционного обучения. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для оптимизации системы обучения и повышения квалификации персонала в железнодорожной отрасли.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16447Метод перехода от хранилищ данных к озерам данных геоинформационных систем на основе Лямбда-архитектуры2024-04-16T22:36:34+03:00Хасан Рахеб Абуragheb1997@yandex.ruАндрей Борисович Кириенкоvka_kaf27_1@mil.ruАнатолий Дмитриевич Хомоненкоkhomon@mail.ru<p>В статье рассматривается переход от традиционных хранилищ данных к озерам данных в геоинформационных системах с использованием Лямбда-архитектуры. Приводится обзор основных этапов перехода, включая планирование, сбор и обработку данных, запросы данных, аналитику данных и управление метаданными. Особое внимание уделяется взаимодействию озер данных и ГИС, а также примерному коду обработки больших данных на основе Лямбда архитектуры. Рассматриваются преимущества использования озер данных в ГИС и возможности интеграции современных технологий обработки данных.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16448Мобильное приложение для экспресс-контроля стресса как инструмент снижения риска деятельности инсайдеров в организации2024-04-16T22:36:34+03:00Светлана Владимировна Корниенкоsv.diass99@yandex.ruПолина Ивановна Даниловаpolina_2004.11@mail.ruВиталий Александрович Велимченкоvitalyvelimchenko@yandex.ruДаниил Дмитриевич Никоновnikonovdanila7@gmail.com<p>Рассматривается разработка мобильного приложения для контроля стресса сотрудников организации. Представлено приложение, позволяющее проводить ежедневное экспресс-тестирование психоэмоционального состояния сотрудников с использованием методик САН и визуально-ассоциативной самооценки. Результаты тестирования сохраняются для последующего анализа, что позволяет оценить динамику изменения стрессового состояния. Предложенное приложение способствует повышению эффективности контроля за психологическим состоянием работников и способствует выявлению потенциальных инсайдеров в организации</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16449Исследование и разработка чат-бота для оптимизации поддержки технологов системы «График исполнительного движения» в РЖД: выбор и обоснование платформы2024-04-16T22:36:35+03:00Кирилл Рамилевич Нигматуллинmorenoded@gmail.comАндрей Владимирович Забродинzabrodin@pgups.ru<p>Статья посвящена исследованию и разработке чат-бота для консультационной поддержки технологов системы «График исполнительного движения» в Российских железных дорогах. Целью работы является выявление требований и характеристик для создания чат-бота, способного помогать техническим специалистам. В статье рассматривается практическая значимость внедрения чат-ботов в сферу технической поддержки в РЖД. Проводится анализ платформы ChatNavigator для создания чат-бота и обосновывается выбор данной платформы.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16450Интерактивные методы в дистанционном образовании транспортного персонала: от теории к практике2024-04-16T22:36:35+03:00Любовь Валентиновна Селинаluba.selina.2003@mail.ruМария Феликсовна Соломатоваisaeva@pgups.ru<p>Рассматривается важность применения интерактивных методов в дистанционном образовании для теоретической подготовки транспортного персонала. Авторы анализируют текущее положение транспортного образования в Российской Федерации, выделяют роль интерактивности в обучении и исследуют игры, симуляции, виртуальную и дополненную реальность как составные элементы интерактивных методов обучения. Статья подчеркивает значимость интерактивности для превращения теории в практику, обеспечивая эффективную подготовку транспортного персонала.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16451Применение принципов UI/UX-дизайна для онлайн-платформы бронирования ж/д билетов: оптимизация пользовательского опыта и безопасности2024-04-16T22:36:36+03:00Евгений Геннадьевич Баландинbaltatvik3@mail.ruАндрей Владимирович Забродинzabrodin@pgups.ru<p>Статья представляет комплексный обзор процесса разработки веб-сервиса по поиску ж/д билетов с акцентом на применение принципов UI/UX-дизайна. Рассматриваются ключевые этапы проектирования, начиная с анализа потребностей пользователей и заканчивая обеспечением безопасности данных. Освещается важность создания удобного и привлекательного интерфейса, а также обсуждаются проблемы, с которыми могут столкнуться разработчики. В заключении подчеркивается необходимость постоянного совершенствования существующих сервисов и разработки новых, соответствующих ожиданиям современного пользователя.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16452Изучение необязательной энергопередачи в сетях WLAN: проблемы и последние достижения2024-04-16T22:36:36+03:00Мохаммед Шакер Махмудmohammedshakir@scrdiraq.gov.iqМаад Модер ХалилMaad.khalil@uodiyala.edu.iq<p>В статье рассматривается проблема необязательной передачи данных в сетях WLAN и представлен обзор работ, посвященных процессам передачи активного соединения с одного устройства связи на другое без прерывания сеанса связи, обозначаемых термином «handoff». Рассматриваются основные аспекты архитектуры WLAN, включая станции WLAN, точки доступа, базовые наборы услуг и систему распределения. Основное внимание уделяется методам оптимизации передачи данных, включая активное и пассивное сканирование, аутентификацию и повторную ассоциацию. Приводятся результаты предыдущих исследований, а также обсуждаются преимущества и недостатки различных методов оптимизации передачи данных в сетях WLAN.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16453Расчетная модель эффективности защиты электромагнитного поля (на примере рабочего места поездного диспетчера)2024-04-16T22:36:37+03:00Суннатилла Сулаймонович Сулаймановssulayman@mail.ruХасан Мирзахитович Камиловxasankamilov@mail.ruОдилжан Акрамович Турдиевodiljan.turdiev@mail.ruЗебо Хадиевна Тулагановаzebo.tulaganova@mail.ru<p>Увеличение количества и мощности различных искусственных источников (радиосвязь, ВДТ и персональный компьютер, источники бесперебойного питания и др.) приводит к значительному повышению уровня электромагнитного излучения на рабочих местах, что создает дополнительное искусственное электромагнитное поле, отрицательно влияющее на здоровье человека. Одним из самых надежных способов защиты от электромагнитного поля является экранирование этого оборудования. В статье разработана вычислительная модель расчета эффективности экрана от воздействия электромагнитных полей на рабочем месте поездного диспетчера.</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16454Автоматизация контроля перемещения тормозных башмаков на железнодорожном транспорте: анализ существующей системы на ОктЖД РЖД2024-04-16T22:36:37+03:00Ирина Геннадьевна Кагадийirishakr74@mail.ruСергей Геннадьевич Ермаковermakov@pgups.ru<p>Проведен анализ существующей системы контроля перемещения тормозных башмаков на железнодорожном транспорте. Выявлены проблемные вопросы сохранности и контроля перемещения тормозных башмаков, а также предложены пути их решения. Рассмотрены особенности функционирования системы на примере объектов железнодорожной инфраструктуры Октябрьской железной дороги (ОктРЖД)</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##https://itt-pgups.ru/index.php/itt_pgups/article/view/16455Математическое моделирование дополнительной зоны шунтирования в рельсовых цепях с потенциальным приемником: алгоритм и расчеты2024-04-16T22:36:38+03:00Марат Мухаммедович Алиевeterneletoile@yandex.ruЭзоз Турсуналиевич Тохировeterneletoile@yandex.ruРавшан Маратович Алиевeterneletoile@yandex.ru<p>Представлены алгоритм и методика расчета дополнительной зоны шунтирования в рельсовых цепях с потенциальным приемником. Рассмотрены вопросы математического моделирования бесстыковой рельсовой цепи, предложен метод определения максимальной зоны шунтирования при удалении поезда от рельсовой цепи. Результаты расчетов позволяют проводить исследования и определять оптимальные параметры рельсовых цепей с потенциальным приемником, что важно для принятия технических мер по улучшению работы транспортных систем</p>2024-04-16T22:36:38+03:00##submission.copyrightStatement##