Алгоритм оценивания публикационной активности преподавателей вузов, направленный на улучшение научно-педагогической деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Создать более эффективный алгоритм оценивания публикационной деятельности преподавателей по сравнению с существующими алгоритмами формирования индекса Хирша и ghp-индекса. Методы: Алгоритм включает математическое описание названий всех опубликованных работ преподавателя и их цитирований. Результаты научной деятельности преподавателя отражены с использованием матричной формы записи статистических исходных данных, состоящих из цитирований по каждой опубликованной работе автора. Последовательность следования цитирований публикаций в матрице определяется невозрастающим характером цитирований в последующих публикациях по сравнению с предыдущими. Построенная матрица распределения цитирований S по опубликованным работам перестроена в блочную матрицу, которая включает следующие блок-матрицы: H — базовая матрица, определяющая индекс Хирша; G — матрица значимых публикаций, расположенная над матрицей Хирша; P — матрица менее цитируемых работ преподавателя и O — нулевая матрица. Сформированные матрицы позволили ввести с помощью евклидовых норм следующие индексы: h — индекс Хирша, g — индекс значимых публикаций и p — индекс интенсивной работы. В свою очередь, эти индексы позволили определить как евклидовы нормы gh — индекс базовых значимых публикаций, hp — индекс интенсивной работы преподавателя и комплексный ghp-индекс, учитывающий все опубликованные работы преподавателя и все их цитирования. Проводится усовершенствование ghp-индекса путем введения весовых коэффициентов для составляющих его индексов. Результаты: Выполнено построение рейтингов коллектива из 20 преподавателей, сформированного выборкой из РИНЦ с помощью индекса Хирша и индекса A-ghp. Показано, что более эффективным по сравнению с индексом Хирша и другими введенными индексами является предложенный алгоритм. Практическая значимость: Проведенное исследование позволило обосновать возможность с помощь усовершенствованного комплексного индекса дифференцированно и справедливо распределять поощрения коллектива преподавателей по их рейтингу. Алгоритм направлен на улучшение научно-методической деятельности преподавателей за счет корректного и справедливого ранжирования членов их коллективов.

Ключевые слова:
Индекс, цитирование, научные труды, преподаватель, матрица, евклидова норма, квадрат, рейтинг
Список литературы

1. Шаршов И. А. Научная и педагогическая деятельности будущего преподавателя вуза: проблема соотношения / И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2013. - № 7. - С. 197-203.

2. Hirsch J. E. An index to quantify an individual’s scientific research output / J. E. Hirsch // Proc. Nat. Sci. - 2005. - Vol. 102. - Iss. 46. - Pp. 16569-16572. DOI:https://doi.org/10.1073/pnas.0507655102.

3. Egghe L. Theory and practice of the g-index / L. Egghe // Scientometrics. - 2006. - Vol. 69. - Iss. 1. - Pp. 131-152. - DOI:https://doi.org/10.1007/s11192-006-0144-7.

4. Пташкин С. А. Проблемы развития кадрового потенциала вузов России / С. А. Пташкин, Д. Ю. Нурлин // Интеграция образования. - 2009. - № 2. - С. 9-14.

5. Рудаков В. Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам / В. Н. Рудаков // Мониторинг экономики образования. - 2020. - Вып. 13. - С. 1-6.

6. Есипова А. А. Образ современного педагога высшей школы / А. А. Есипова // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3.1(3.1). - С. 75-78.

7. Федяева А. Е. Стимулирование профессорско-преподавательского состава вузов / А. Е. Федяева // Научный электронный архив. - URL: http://econf.rae.ru/article/5695 (дата обращения: 05.05.2023).

8. Юрасова М. В. Рейтинг как инструмент измерения успеха: «За» и «Против» / М. В. Юрасова // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и политология. - 2017. - № 2. - С. 137-164.

9. Герасименко П. В. Модификации индекса Хирша для дифференцированной оценки результатов творческой деятельности ученых / П. В. Герасименко // Управление наукой и наукометрия. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 55-71. - DOI: https://doi.org/10.33873/2686-6706.2020.15-1.55-71.

10. Герасименко П. В. Алгоритмы модифицированных индексов Хирша для формирования рейтингов преподавателей вузов по числу публикаций и их цитированиям / П. В. Герасименко // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 3. - С. 402- 409. - DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2021-3-402-40.

Войти или Создать
* Забыли пароль?