Россия
Цель: разработать способ подвода тока, обеспечивающий его равномерное распределение по параллельным ветвям плеча выпрямительно-инверторного преобразователя на базе IGBT- транзисторов без применения выравнивающих устройств для электровозов переменного тока с коллекторным тяговым приводом. Методы: построена подключенная через управляемый силовой ключ к источнику питания физическая модель четырех транзисторного плеча ВИП, на которой проводился анализ распределения токов при различных способах его подвода к параллельным ветвям. Результаты: получены и проанализированы диаграммы распределения токов по параллельным ветвям плеча при различных способах подвода тока, исследовано влияние топологии подключения силовых шин плеча на параметры цепи. Разработан способ подвода тока к плечу ВИП, обеспечивающий разброс токов по ветвям не более 5 %. Практическая значимость: результаты могут использоваться при построении ВИП на базе IGBT-транзисторов для электровозов серии «Ермак», что позволит увеличить пропускную и провозную способность тяговых участков Восточного полигона.
электровоз переменного тока, выпрямительно-инверторный преобразователь, IGBT-транзисторы, параллельное соединение, работоспособность, выравнивание токов
1. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899.
2. Знаенок В. Н., Линьков А. О. Повышение энергетических показателей электровозов переменного тока в тяжеловесном движении // Молодая наука Сибири. 2021. № 2(12). С 1–7.
3. Самойлова А. С., Мельниченко О. В. Повышение энергоэффективности работы современного отечественного электровоза переменного тока в режиме рекуперативного торможения // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2023. № 1(77). С. 136–143. DOI:https://doi.org/10.26731/1813- 9108.2023.1(77).136-143.
4. Макашева С. И., Пинчуков П. С., Мельниченко О. В. Оценка потерь напряжения в тяговой сети при работе электровозов с выпрямительно-инверторными преобразователями на базе тиристоров и IGBT-транзисторов // Известия Транссиба. 2022. № 3(51). С. 112–125.
5. Разработка способа разнесенного управления транзисторными тяговыми преобразователями электровоза на первой зоне регулирования выпрямленного напряжения / П. В. Григоренко [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2024. Т. 21, вып. 1. С. 252–264. DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2024-01-252-264
6. Дубровский З. М., Лорман Л. М. Электровозы ВЛ60к и ВЛ60п/к: руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1993. 400 с.
7. Магистральные электровозы переменного тока ВЛ60 и ВЛ80 / Б. А. Тушканов [и др.]. М.: Транспорт, 1964. 556 с.
8. Капустин Л. Д., Копанев А. С., Лозановский А. Л. Особенности устройства и эксплуатации электровоза ВЛ80р. М.: Транспорт, 1979. 175 с.
9. Бурдасов Б. К., Толстых В. А, Янбиков В. Я. Тиристорный преобразователь для электровозов ВЛ85 // Вестник ВНИИЖТ. 1988. № 1. С. 20–23.
10. Электровоз ВЛ85: руководство по эксплуатации / Б. А. Тушканов [и др.] М.: Транспорт, 1992. 480 с.
11. Тихменев Б. Н. Электровозы переменного тока со статическими преобразователями. М.: ТрансЖелДорИздат, 1958. 264 с.
12. Мощные управляемые выпрямители для электроприводов постоянного тока / Э. М. Аптер [и др.]. М.: Энергия, 1975. 208 с.
13. Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К): руководство по эксплуатации. Книга 5. Описание и работа. Электронное оборудование. Преобразователи. ИДМБ.661142.009.РЭ5. Новочеркасск: ВЭлНИИ, 2005. 125 с.
14. Режимы работы магистральных электровозов / О. А. Некрасов [и др.]. М.: Транспорт, 1983. 231 с.
15. Семенов Б. Ю. Силовая электроника: от простого к сложному. 2-е изд. М.: СОЛОН-Пресс, 2015. 416 с.
16. Калантаров П. Л., Цейтлин Л. А. Расчет индуктивностей. Ленинград: Энергоатомиздат, 1986 487 с.