Россия
Россия
Цель: Разработать концепцию комплекса диагностирования подвижного состава электродепо метрополитена с применением тепловизионных и электронных средств; рассмотреть вопрос о необходимости внедрения современных методов неразрушающего контроля, таких как тепловизионный контроль и технологии искусственного интеллекта (ИИ), для диагностики подвижного состава метрополитена; показать преимущества этих методов по сравнению с традиционными подходами, а также обосновать их применение для повышения безопасности и эффективности эксплуатации подвижного состава. Методы: Анализ существующих методов неразрушающего контроля (магнитопорошковый, ультразвуковой, вихретоковый, капиллярный) и их ограничений. Изучение современных технологий, включая тепловизионный контроль и системы машинного зрения с искусственным интеллектом. Результаты: Выявлены недостатки традиционных методов неразрушающего контроля, такие как ограниченная применимость для немагнитных материалов, необходимость контактных зон и влияние помех. Показаны преимущества тепловизионного контроля и технологий ИИ, включая дистанционность, высокую точность, возможность раннего обнаружения дефектов и автоматизацию процессов. Предложен комплексный подход к диагностике подвижного состава, сочетающий тепловизионные и электронные средства. Разработана структурная схема диагностического комплекса для электродепо «Невское» с применением тепловизионных и электронных средств. Практическая значимость: Внедрение современных методов контроля позволит перейти от планово-предупредительного ремонта к предиктивному обслуживанию, снизит затраты на ремонт, уменьшит количество простоев и повысит безопасность движения. Предложенный диагностический комплекс может быть адаптирован для других депо и транспортных систем.
Неразрушающий контроль, тепловизионный контроль, искусственный интеллект, машинное зрение, диагностика подвижного состава, безопасность движения, предиктивное обслуживание
1. Госсорг Ж. Инфракрасная термография. Основы, техника, применение: Пер. с франц. / Ж. Госсорг. — М.: Мир, 1988. — 416 с.
2. Cyberpedia: информационный ресурс. — URL: https://cyberpedia.su/2x3375.html (дата обращения: 01.05.2025).
3. РОССТИП: портал. — URL: https://rosstip.ru/news/5062-kak-iskusstvennyj-intellektmenyaet- tekhnicheskoe-obsluzhivanie-zhd-transporta (дата обращение: 09.05.2025).
4. Цаплин А. Е. Диагностика узлов механической части подвижного состава с применением комплекса машинного зрения / А. Е. Цаплин // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2011. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-uzlovmehanicheskoy- chasti-podvizhnogo-sostava-s-primeneniem-kompleksa-mashinnogo-zreniya (дата обращения: 10.05.2025).
5. Шэнь Ц. Применение технологии неразрушающего контроля на подвижном составе и перспективы ее развития / Ц. Шэнь, А. Е. Цаплин // Бюллетень результатов научных исследований. — 2025. — Вып. 2. — С. 31–44. — DOI:https://doi.org/10.20295/2223-9987-2025-2-31-44.
6. Перечень работ по подготовке состава к работе на линии, состоящего из вагонов моделей 81-722, 81-723, 81-724 и их модификаций (через каждые 20±4 часа), утв. заместителем начальника метрополитена — начальником Службы подвижного состава Управления метрополитена, 2019. — 11 с.
7. Алексеев А. А. Идентификация и диагностика систем: учебник для студентов высших учебных заведений / А. А. Алексеев, Ю. А. Кораблев, М. Ю. Шестопалов. — М.: Академия, 2009. — 351 с.
8. Клюев В. В. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / В. В. Клюев. — 3-е изд. — М.: Машиностроение, 2005. — 656 с.
9. Цаплин А. Е. Совершенствование методов контроля деталей механической части электроподвижного состава применением оптико-электронных средств: автореф. диcс. ... канд. техн. наук: 05.22.07 / А. Е. Цаплин; Петербургский государственный университет путей сообщения — СПб., 2011. — 18 с.
10. Зеленченко А. П. Диагностические комплексы электрического подвижного состава: учебное пособие / А. П. Зеленченко, Д. В. Федоров. — М.: ФГБОУ «Учебно-методических центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014 — 112 с.