РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ АВТОНОМНОГО ВЫСОКОТОЧНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДВИЖНЫХ ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ТОКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приведен обзор известных решений по автономному позиционированию железнодорожных и ежелезнодорожных подвижных единиц. Рассмотрен метод автономного позиционирования, который позволяет с высокой точностью производить вычисление текущей координаты подвижной железнодорожной единицы в пределах участка железной дороги известной длины. Метод основан на анализе измеренных параметров тока, непрерывно протекающего по рельсам, — сигнального тока рельсовых цепей или кодового тока автоматической локомотивной сигнализации, являющегося физической основой реализации алгоритмов функционирования современных устройств обеспечения безопасности движения. Предложенный метод позволяет решать задачу позиционирования подвижных единиц на протяжении всего маршрута их следования по перегонам и станциям без использования спутниковых навигационных систем, что актуально в реальных условиях эксплуатации. Основными преимуществами данного метода позиционирования, помимо высокой точности, являются его простота, отсутствие необходимости установки дополнительной аппаратуры вдоль железнодорожного пути, а также отсутствие необходимости использования дополнительных сигналов в рельсовых цепях. Приведен численный пример, иллюстрирующий высокую точность определения координат подвижных железнодорожных единиц предложенным методом.

Ключевые слова:
позиционирование поездов; организация движения поездов; железнодорожная подвижная единица; бортовой измерительно-вычислительный комплекс.
Список литературы

1. Розенберг Е. Н. Комплексный подход к решению задачи повышения пропускной способности / Е. Н. Розенберг, А. В. Озеров, И. А. Панферов // Автоматика, связь, инфор- матика. — 2022. — № 8. — С. 2–6. — DOI: https://doi. org/10.34649/AT.2022.8.8.001.

2. Баранов Л. А. Энергоэффективные алгоритмы центра- лизованного управления движения поездов при ком- пенсируемых возмущениях в интеллектуальных систе- мах управления внеуличного транспорта / Л. А. Баранов, Е. П. Балакина, Л. Н. Логинова // Материалы Междуна- родной научно-практической конференции «Интеллек- туальные транспортные системы», Москва, 26 мая 2022. — М.: РУТ (МИИТ), 2022. — С. 49–53. — URL: https:// elibrary.ru/WCEWQQ.

3. Баранов Л. А. Планирование движения поездов в интел- лектуальных транспортных системах / Л. А. Баранов, А. И. Сафронов, В. Г. Сидоренко // Надежность. — 2022. — Т. 22. — № 3. — С. 35–43. — DOI: https://doi.org/10.21683/ 1729-2646-2022-22-3-35-43.

4. Брылеев А. М. Теория, устройство и работа рельсовых цепей / А. М. Брылеев, А. В. Шишляков, Ю. А. Кравцов. — М.: Транспорт, 1978. — 344 с.

5. Anders E. Railway Signalling & Interlocking: international Compendium, 2-nd Edition / E. Anders, T. Berndt, I. Dolgij et al.; ed. S. V. Vlasenko, G. Theeg. — Hamburg: PMC Media House GmbH, 2018. — 456 p. — URL: https://elibrary.ru/ QGVDEZ.

6. Irlik M. Linear positioning of railway objects / M. Irlik // Scientific Journal of Silesian University of Technology. Series Transport. — 2016. — Iss. 95. — Pp. 49–57. — DOI: https:// doi.org/10.20858/sjsutst.2017.96.5.

7. Лунев С. А. Применение аппарата конформных отображе- ний для непрерывного контроля координаты подвижной единицы на пути / С. А. Лунев, С. С. Сероштанов, М. М. Соколов, А. Г. Ходкевич // Известия Транссиба. — 2014. — № 1. — С. 94–99. — URL: https://elibrary.ru/ SAEOMV.

8. Долганюк С. И. Повышение точности навигационного решения при позиционировании маневровых локомо- тивов за счет использования цифровых моделей путе- вого развития / С. И. Долганюк // Горный информацион- но-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2010. — № 2. — С. 46–50. — URL: https:// elibrary.ru/NCRQQP.

9. Кириллов С. Н. Комплекс позиционирования роботов на основе систем технического зрения и автономной видео- и радионавигации / С. Н. Кириллов, В. М. Бер- дников, И. В. Косткин, Э. В. Акопов и др. // Радиотехника. — 2016. — № 8. — С. 110–116. — URL: https://elibrary.ru/WWQTHX.

10. Желамский М. В. Электромагнитное позиционирование подвижных объектов: монография / М. В. Желамский. — М.: Физматлит, 2013. — 320 с.

11. Степанов Д. В. Программно-аппаратный комплекс авто- номного позиционирования мобильных робототехни- ческих систем специального назначения / Д. В. Степанов, Д. А. Ишутин // Сборник докладов II Всероссийского форума научной молодежи «Богатство России», Москва, 10–11 декабря 2018. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана (НИУ), 2019. — С. 96–98. — URL: https://elibrary.ru/ZBNDDN.

12. Максимов Г. А. Результаты морских испытаний про- граммно-аппаратного комплекса акустического пози- ционирования буксируемых сейсмокос / Г. А. Максимов, А. Г. Григорьев, З. А. Корольков, В. Н. Коновалов и др. // Сборник трудов XXXIV сессии Российского акустическо- го общества. — М.: ГЕОС, 2022. — С. 439–446. — DOI: https://doi.org/10.34756/GEOS.2021.17.38116.

13. Корогодин И. В. Определение взаимной ориентации и положения транспортных средств с помощью DSRC сиг- налов / И. В. Корогодин, В. В. Днепров // Радиотехника. — 2017. — № 11. — С. 9–21. — URL: https://elibrary.ru/ YPKGRL.

14. Восков Л. С. Позиционирование датчиков беспроводной сенсорной сети как способ энергосбережения / Л. С. Вос- ков, М. М. Комаров // Датчики и системы. — 2012. — № 1(152). — С. 34–38. — URL: https://elibrary.ru/ONZZOD.

15. Самарский А. А. численные методы / А. А. Самарский, А. В. Гулин. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. — 432 с.

16. Краснюк А. А. Помехоустойчивое кодирование в систе- мах сбора и обработки потоковых данных / А. А. Крас- нюк, А. Г. Прозорова // Датчики и системы. — 2021. — № 5. — С. 30–35. — DOI: https://doi.org/10.25728/ datsys.2021.5.6.

17. Баранов Л. А. Погрешности измерения расстояния до препятствия средствами технического зрения в бес- пилотных системах управления движением поездов / Л. А. Баранов, П. Ф. Бестемьянов, Е. П. Балакина, А. Л. Охотников // Мир транспорта. — 2021. — Т. 19. — № 6(97). — С. 6–12. — DOI: https://doi.org/10.30932/ 19923252-2021-19-6-1.

Войти или Создать
* Забыли пароль?