студент
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
ВАК 1.2.1 Искусственный интеллект и машинное обучение
УДК 004.4 Программные средства
Рассматриваются концепции метавселенной и Web 3.0, исследуемые как рычаги технологического прогресса в цифровых СМИ, их роль и применение в будущем. Раскрывается понятие иммерсивной журналистики, в которой происходит слияние традиционных методов создания материалов с новейшими цифровыми технологиями. При всех преимуществах данной концепции возникают и некоторые риски, поскольку многие вопросы ввиду новизны этой темы еще не были приняты во внимание. Цель: изучение воздействия концепций Web 3.0 и метавселенной на качество и восприятие контента и на медиасферу в целом, а также выявление преимуществ, рисков и перспектив их внедрения. Результаты: показывают, что метавселенная и новые цифровые концепции меняют структуру и форматы контента (иммерсивная журналистика, виртуальные материалы) и методы монетизации через токенизацию и NFT. Выявлены определенные риски в виде возникновения дипфейков и технических сложностей, а также неоднозначность с юридической точки зрения. Практическая значимость: исследование будет полезно как для журналистов и работников медиаиндустрии, так и для разработчиков систем и блокчейн-инженеров.
: цифровые медиа, метавселенная, Web 3.0, виртуальный мир, современная журналистика, блокчейн, иммерсивная журналистика, токенизация, монетизация, виртуальная реальность, дополненная реальность, NFT
1. Шкарупета Е. В. Web 3.0: эволюция и практические приложения децентрализованного управления цифровымпотенциалом промышленных систем // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 3–4 (28). С. 106–114.
2. Web3 и Метавселенная: что они из себя представляют и как работают? // B2BROKER. 2022. 12 июля. URL: http://b2broker.com/ru/news/web3-metaverse-what-is-it-and-how-does-it-work (дата обращения: 05.02.2025).
3. Мальсагова Р. Г., Дугаев М. В., Ефремова С. А. Блокчейн, криптовалюта, NFT, Web3.0 и SMART-контракт как технологии развития и масштабирования метавселенных // Инновации и инвестиции. 2023. № 11. С. 199–207.
4. Шатухин Д. Что такое Web 3.0, и почему он всем стал нужен // Хабр. 2022. 26 февраля. URL: http://habr.com/ru/articles/653533 (дата обращения: 05.02.2025).
5. Лукьянчикова А. С. Особенности продвижения российских медиа в метавселенных // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1, № 4. С. 37–43. DOI:https://doi.org/10.24412/3034-1930-2022-0280.
6. Осиповская Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6. С. 78–83. DOI:https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-78-83.
7. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования / А. В. Замков, М. А. Крашенинникова. М. М. Лукина, Н. А. Цынарева // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 1. С. 166–172. DOI:https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.1.427.
8. Каминская Т. Л. Медиа в структуре метавселенных и контроль цифровой коммуникации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 5. С. 22–26. DOI:https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-22-26.
9. NFT: что это и почему так популярна эта технология // vc.ru. 2022. 14 июня. URL: http://vc.ru/marketing/ 442128-nft-chto-eto-i-pochemu-tak-populyarna-eta-tehnologiya (дата обращения: 05.02.2025).
10. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (108). С. 88–107. DOI:https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107.



