Предел передаваемой мощности в системе тягового электроснабжения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: понятие предела передаваемой мощности широко используется в общепромышленной энергетике для сравнения различных способов усиления электрической сети. В данной работе предложено использовать его и для оценки работы тяговых сетей железных дорог. Задание тяговой нагрузки мощностью использовано в нескольких программах имитационного моделирования систем тягового электроснабжения. Но работа с ними требует больших затрат времени. В результате разработка экспресс-методики сравнения различных способов усиления тягового электроснабжения является актуальной задачей. Методы: в работе использованы методы математического моделирования на базе теории электрических цепей. В качестве средства моделирования был использован программный пакет MATLAB. Результаты: получены выражения для расчета предельной передаваемой мощности в зависимости от длины межподстанционной зоны. Проанализирована зависимость передаваемой мощности от минимального напряжения на токоприемнике, эквивалентного сопротивления тяговых подстанций для участков постоянного тока. Для участков переменного тока проанализирована зависимость передаваемой мощности от коэффициента мощности тяговой нагрузки. Сделан вывод об актуальности повышения коэффициента мощности электроподвижного состава переменного тока. Практическая значимость: предлагаемая методика позволит быстро оценить эффект от использования различных способов усиления системы тягового электроснабжения.

Ключевые слова:
пропускная способность по устройствам тягового электроснабжения, усиление системы тягового электроснабжения, мощность электровоза, напряжение на токоприемнике, коэффициент мощности электровоза
Список литературы

1. Электроснабжение электрифицированных железных дорог: учебник для вузов ж/д трансп / К. Г. Марквардт. М.: Транспорт, 1982. 528 с.

2. Электроснабжение железных дорог: учеб. пособие / Ю. А. Чернов. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. 406 с.

3. Сложнонесимметричные режимы электрических систем / В. П. Закарюкин, А. В. Крюков. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2005. 273 с.

4. Митрофанов А. Н. Моделирование процессов прогнозирования и управления электропотреблением тяги поездов // Самарская гос. акад. путей сообщения. Самара: СамГАПС, 2005. 174 с.

5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021615190 Российская Федерация. Программа расчета систем тягового электроснабжения переменного тока с учетом изменяющегося напряжения на тяговой нагрузке / М. А. Иванов, А. Т. Бурков, А. В. Агунов, Д. А. Соколов; заявитель и правообладатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». № 2021614252; заявл. 29.03.2021; опубл. 05.04.2021. 1 с.

6. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021615063 Российская Федерация. Программа расчета систем тягового электроснабжения постоянного тока с учетом изменяющегося напряжения на токоприемнике ЭПС / В. Г. Жемчугов, В. В. Сероносов, М. А. Иванов, И. И. Таразанов; заявитель и правообладатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». № 2021614099; заявл. 26.03.2021; опубл. 02.04.2021. 1 с.

7. ГОСТ 6962-75. Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений. М.: ИПК «Издательство стандартов», 1996. 7 c. Текст непосредственный

8. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России № 250 от 23.06.2022.

9. Основы теории цепей: учебник для вузов (5‑е изд., перераб.) / Г. В. Зевеке, П. А. Ионкин, А. В. Нетушил и др. М.: Энергоатомиздат, 1989. 528 с.

10. Кривной А. М., Литовченко В. В., Шаров В. А. Компенсация реактивной мощности — эффективный способ снижения расхода электроэнергии на тягу поездов // Электрификация и научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте: материалы III международного симпозиума «Элтранс‑2005». СПб.: ПГУПС, 2007. С. 600–607.

Войти или Создать
* Забыли пароль?