МОДЕЛЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА ПРИ ДВИЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ГОРНО-ПЕРЕВАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ И ВЕТРОВЫХ НАГРУЗОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Представлена модель грузового поезда, предназначенная для анализа устойчивости подвижного состава при движении по горно-перевальным участкам железных дорог, особое внимание уделено влиянию на запасы устойчивости от опрокидывания ветровых нагрузок. Применительно к участку Ангрен — Пап железных дорог Республики Узбекистан, на основании анализа режимных карт, а также информации о весовых нормах, установленных для данного участка, определены участки пути, при движении по которым наиболее выражена склонность вагонов к опрокидыванию, в том числе при действии ветровых нагрузок. В статье подчеркивается значимость эффективной и безопасной эксплуатации подвижного состава для обеспечения сохранности грузов и повышения безопасности в сложных горных условиях, включая крутые подъемы и спуски, а также кривые малого радиуса. Методы: Исследуется влияние продольных сил на устойчивость вагонов от опрокидывания, в том числе при воздействии ветра, направленного по нормали к оси пути. Авторами разработано специализированное программное обеспечение, позволяющее выполнять имитационное моделирование движения поезда различной составности по пути переменного плана и профиля с учетом строительных параметров верхнего строения пути для анализа устойчивости вагонов от опрокидывания. Выполнен анализ полученных результатов, позволивший выявлять опасные участки, с целью последующей корректировки режимов ведения поезда для повышения безопасности движения. Для определения величин сил, действующих на вагоны поезда от воздействия ветра, был выполнен аэродинамический расчет с использованием модели поезда, разработанной в программе моделирования SolidWorks. Результаты: Определены величины коэффициента аэродинамического сопротивления для вагонов различных типов, найдены опасные участки, при движении по которым возникают предпосылки для потери устойчивости вагонов. Практическая значимость: Разработано специализированное программное обеспечение для анализа опасных факторов. Показана возможность оптимизации режимов управления грузовыми поездами для повышения безопасности движения поездов в условиях сложного горного рельефа при воздействии ветровых нагрузок.

Ключевые слова:
Горно-перевальной участок, тяговые и тормозные характеристики, специализированное программное обеспечение, SolidWorks, Flow Simulation, ветровая нагрузка, продольные квазистатические силы, модель поезда, коэффициент запаса устойчивости от опрокидывания, устойчивость вагонов
Список литературы

1. Умаров Х. К. Увеличение пропускной способности лимитирующего перегона линии Ангрен — Пап / Х. К. Умаров, Е. С. Свинцов // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2015. — № 2(43). — С. 84–90.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.06.2013 № ПП-1985 «О мерах по организации строительства электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен — Пап». — URL: https://lex.uz/acts/2756024 (дата обращения: 09.09.2024).

3. Инструкция по эксплуатации электровозов UZEL и UZELR. — Ташкент: АО «УТЙ», 2013. — 122 с.

4. Вершинский С. В. Динамика вагона: учебник для вузов ж.-д. трансп. / С. В. Вершинский, В. Н. Данилов, В. Д. Хусидов; под ред. С. В. Вершинского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1991. — 360 с.

5. Кахрамонов Ш. Н. Математическая модель поезда для исследования квазистатических продольных сил в грузовом поезде при движении по горно-перевальному профилю / Ш. Н. Кахрамонов, О. Е. Пудовиков, Н. О. Жухин // Повышение эффективности использования подвижного состава железных дорог. — 2024. — С. 11–23.

6. Кахрамонов Ш. Н. Влияния режимов движения и профиля пути на величины квазистатических сил в грузовом поезде на горных участках / Ш. Н. Кахрамонов, О. Е. Пудовиков, Н. О. Жухин // Молодая наука Сибири. — 2024.

7. ГОСТ 33211—2014. Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам. — М.: Стандартинформ, 2016. — 54 с.

8. Алямовский А. А. Инженерные расчеты и SolidWorksSimulation / А. А. Алямовский. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 464 с.

9. Петров К. П. Аэродинамика тел простейшей формы / К. П. Петров. — М.: Физматлит, 1998. — 428 с.

10. Архив погоды в Камчике. — URL: https://rp5.ru/Архив_погоды_в_Камчике (дата обращения: 15.09.2024).

11. Нормативная документация по условной длине и весу грузового поезда. — Ташкент: АО «УТЙ», 2024. — 12 с.

12. Нормативная документация по установленной скорости грузовых и пассажирских поездов. — Ташкент: АО «УТЙ», 2022. — 7 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?