СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ БОКОВЫХ СТОЕК ПОЛУВАГОНА В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Существующая методика расчета динамической нагрузки применяется для свободностоящих стоек, на которые не влияют другие несущие элементы конструкции кузова, такие как торцевые стены, верхняя обвязка, обшивка боковой стены и др. Целью настоящей работы является совершенствование методики ресурсных испытаний боковых стоек полувагона в части определения испытательной нагрузки. Методы: Выполнен анализ существующих методик ресурсных испытаний узлов заделок стоек полувагонов. Для оценки напряженного состояния боковых стоек были проведены расчеты нагрузки на стойки боковой стены полувагона с учетом влияния составных частей кузова полувагона на напряженное состояние узла заделки стойки. Определено влияние верхней обвязки и торцевой стены на заделку стойки, рассчитана прочность нескольких моделей полувагонов с учетом заделки в торцевую стену и без нее. Проведено моделирование расчета прочности полувагона с помощью специализированного программного комплекса, с целью определения влияния верхней обвязки торцевых стен на напряженное состояние кузова. Результаты: Проведенные испытания показали валидность методики. В результате апробации данной методики был подтвержден срок службы узлов заделки стойки полувагонов 32 года. В ходе испытаний подтверждено влияние торцевых стен на снижение напряжений в стойках боковых стен. Практическая значимость: Боковая стойка является ключевым элементом каркаса полувагона, который принимает основную часть распорных нагрузок при транспортировке грузов. Усовершенствованная методика представляет собой комплексную систему мероприятий, направленных на проверку надежности и долговечности конструкции, и позволит обеспечить безопасность эксплуатации полувагонов.

Ключевые слова:
Полувагон, ресурсные испытания, расчет, методика, боковые стойки, узел заделки стойки
Список литературы

1. Транспорт в России. Статистический сборник. 2024: Стат. сб. / Росстат. — М., 2024. — 100 с.

2. Производство грузовых вагонов в 2024 году — Объединение вагоностроителей. — URL: https://souzovs.com/press-center/news/proizvodstvo-gruzovykh-vagonov-v-2024-godu/ (дата обращения: 23.01.2025).

3. Битюцкий А. А. Исследование усталостной прочности заделок стоек боковой стены новой конструкции кузова полувагона / А. А. Битюцкий, А. Е. Афанасьев; под ред. А. А. Битюцкого // Сб. науч. тр.; Инженерный центр вагоностроения. — СПб.: ОМ-Пресс, 2009. — Вып. 7. — С. 62–72.

4. Битюцкий А. А. Совершенствование узла заделки стойки боковой стены полувагона модели 12-9833 по критерию усталостной прочности / А. А. Битюцкий, А. Е. Афанасьев; под ред. А. А. Битюцкого // Сб. науч. тр.; Инженерный центр вагоностроения. — СПб.: ОМ-Пресс, 2010. — Вып. 8. — С. 31–41.

5. Битюцкий А. А. Стендовые испытания на сопротивление усталости макетных узлов крытого вагона для перевозки автомобилей / А. А. Битюцкий, А. Е. Афанасьев, И. А. Хилов, В. И. Гуськов // Транспорт Российской Федерации. — СПб., 2015. — № 3(58). — С. 81–85.

6. Писаренко Г. С. Справочник по сопротивлению материалов / Г. С. Писаренко, А. П. Яковлев, В. В. Матвеев; отв. ред. Г. С. Писаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук. думка, 1988. — 736 с.

7. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). — М.: ГосНИИВ; ВНИИЖТ, 1996. — 319 с.

8. ГОСТ 33211—2014. Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам. — М.: Стандартинформ, 2020. — 26 с.

9. Додонов А. В. Разработка и апробация методики ресурсных испытаний узла заделки стойки вагона-платформы для лесоматериалов / А. В. Додонов, А. Е. Афанасьев, А. А. Хоменко, А. А. Иванов // Транспорт Урала. — 2019. — № 1(60). — С. 45–51.

10. ГОСТ 33788—2016. Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества. — М.: Стандартинформ, 2016. — 42 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?