ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЛЬСОВЫХ СКРЕПЛЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Анализ зарубежного опыта определения причин, по которым происходит выход из строя промежуточного рельсового скрепления. В настоящее время разработано достаточно много конструкций рельсовых скреплений для различных условий эксплуатации и множество расчетных и лабораторных методов определения их работоспособности. При этом остается открытым вопрос прогнозирования и подтверждения ресурса узла рельсового скрепления и сохранения его виброзащитных свойств в процессе эксплуатации. Методы: Сравнение и анализ расчетных моделей определения напряженного состояния элементов различных конструкций промежуточных рельсовых скреплений, а также лабораторные и полигонные испытания в различных условиях эксплуатации. Результаты стендовых испытаний на циклическую усталость не всегда совпадают с результатами натурных испытаний на действующей железнодорожной линии. При этом отказы для различных типов рельсовых скреплений происходят по причине выхода из строя различных элементов узла скрепления. В статье рассматриваются вопросы сохранения виброзащитных свойств рельсовых скреплений в эксплуатации, причины выхода из строя отдельных элементов скреплений и вопросы подтверждения эксплуатационного ресурса. Результаты: Определен элемент, отказ которого чаще всего приводит к отказу всего узла скрепления. Это упругая клемма. Рассмотрены исследования, утверждающие, что разрушение клеммы в значительной степени связано с резонансом, вызванным волнообразным износом рельса, а также другие исследования, заявляющие, что клеммы разрушаются вследствие повышенной нагрузки на ось. Практическая значимость: Созданы предпосылки для разработки мероприятий по сокращению или недопущению разрушения упругих клемм промежуточных рельсовых скреплений в эксплуатации.

Ключевые слова:
Рельсовое скрепление, упругая клемма, демпфирующая прокладка, дюбель, ресурс, усталостная прочность, ресурс
Список литературы

1. Kun L. Influence analysis on the effect of rail fastening parameters on the vibration response of track-bridge system / L. Kun, X. Lei, Sh. Zeng // Advances in Mechanical Engineering. — 2017. — Vol. 9(8). — Pp. 1–8. — DOI:https://doi.org/10.1177/1687814017702839. — URL: https://journals.sagepub.com/ doi/full/10.1177/1687814017702839.

2. Ma D. Failure analysis of fatigue damage for fastening clips in the ballastless track of highspeed railway considering random track irregularities / D. Ma, J. Shi, Z. Yan, L. Sun // Engineering Failure Analysis. — January 2022. — Vol. 131. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.engfailanal.2021.105897.

3. Ali S. A. Railway noise levels, annoyance and countermeasures in Assiut, Egypt / S. A. Ali // Applied Acoustics. — January 2005. — Vol. 66. — Iss. 1. — Pp. 105–113. — DOI:https://doi.org/10.1016/j. apacoust.2004.06.005.

4. Kerr A. D. Analysis and tests of boned insulted rail joints subjected to vertical wheel loads / A. D. Kerr, J. E. Cox // International Journal of Mechanical Sciences. — October 1999. — Vol. 41. — Iss. 10. — Pp. 1253–1272. — DOI:https://doi.org/10.1016/S0020-7403(98)00042-3.

5. Kaewunruen S. Field trials for dynamic characteristics of railway track and its components using impact excitation technique / S. Kaewunruen, A. M. Remennikov // NDT & E International. — October 2007. — Vol. 40(7). — Pp. 510–519. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ndteint.2007.03.004.

6. Li Z. An investigation into the causes of squats — Correlation analysis and numerical modeling / Z. Li, Zh. Xin, C. Esveld, R. Dollevoet et al. // Wear. — 30 October 2008. — Vol. 265. — Iss. 9–10. — Pp. 1349–1355. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.wear.2008.02.037.

7. Mandal N. K. Sub-modelling for the ratchetting failure of insulated rail joints / N. K. Mandal, M. Dhanasekar // International Journal of Mechanical Sciences. — October 2013. — Vol. 75. — Pp. 110–122. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijmecsci.2013.06.003.

8. Pomboa J. Influence of track conditions and wheel wear state on the loads imposed on the infrastructure by railway vehicles / J. Pomboa, J. Ambrósio, M. Pereira, R. Verardi et al. // Computers & Structures. — November 2011. — Vol. 89. — Iss. 21–22. — Pp. 1882–1894. — DOI:https://doi.org/10.1016/j. compstruc.2011.05.009.

9. Varandas J. N. Dynamic behaviour of railway tracks on transitions zones / J. N. Varandas, P. Hölscher, M. A. G. Silva // Computers & Structures. — July 2011. — Vol. 89. — Iss. 13–14. — Pp. 1468–1479. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.compstruc.2011.02.013.

10. Luoa Y. Numerical investigation of nonlinear properties of a rubber absorber in rail fastening systems / Y. Luoa, Y. Liu, H. P. Yin // International Journal of Mechanical Sciences. — April 2013. — Vol. 69. — Pp. 107–113. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijmecsci.2013.01.034.

11. Klaus H. An extended linear model for the prediction of short pitch corrugation / H. Klaus, K. Klaus // Wear. — January 1996. — Vol. 191. — Iss. 1–2. — Pp. 161–169. — DOI:https://doi.org/10.1016/0043- 1648(95)06747-7.

12. Ilias H. The influence of railpad stiffness on wheelset/track interaction and corrugation growth / H. Ilias // Journal of Sound and Vibration. — 11 November 1999. — Vol. 227. — Iss. 5. — Pp. 935–948. — DOI:https://doi.org/10.1006/jsvi.1999.2059.

13. Nielsen J. C. O. Numerical prediction of rail roughness growth on tangent railway tracks / J. C. O. Nielsen // Journal of Sound and Vibration. — 23 October 2003. — Vol. 267. — Iss. 3. — Pp. 537–548. — DOI:https://doi.org/10.1016/S0022-460X(03)00713-2.

14. Gry L. Dynamic modelling of railway track based on wave propagation / L. Gry // Journal of Sound and Vibration. — 22 August 1996. — Vol. 195. — Iss. 3. — Pp. 477–505. — DOI: 10.1006/ jsvi.1996.0438.

15. Mandal N. K. On the low cycle fatigue failure of insulated rail joints (IRJs) / N. K. Mandal // Engineering Failure Analysis. — May 2014. — Vol. 40. — Pp. 58–74. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.engfailanal. 2014.02.006.

16. Benson D. J. A single surface contact algorithm for the post-buckling analysis of shell structures / D. J. Benson, J. O. Hallquist // Computer Methods in Applied Mechanics and Engineering. — January 1990. — Vol. 78. — Iss. 2. — Pp. 141–163. DOI:https://doi.org/10.1016/0045-7825(90)90098-7.

17. Thompson D. J. Developments of the indirect method for measuring the high frequency dynamic stiffness of resilient elements / D. J. Thompson, W. J. van Vliet, J. W. Verheij // Journal of Sound and Vibration. — 28 May 1998. — Vol. 213. — Iss. 1. — Pp. 169–188. DOI: 10.1006/ jsvi.1998.1492.

18. Hong X. Fatigue damage analysis and life prediction of e-clip in railway fasteners based on ABAQUS and FE-SAFE / X. Hong, G. Xiao, W. Haoyu, L. Xing et al. // Advances in Mechanical Engineering. — 2018. — Vol. 10(3). — Pp. 1–12. — DOI:https://doi.org/10.1177/1687814018767249.

19. Deshimaru T. Permissible lateral force and fatigue life for rail fastening system / T. Deshimaru, S. Tamagawa, H. Kataoka // Quarterly Report of RTRI. — 2017. — Vol. 58. — Pp. 236–241. — URL: https://www.researchgate.net/publication/319324842_Permissible_Lateral_Force_and_Fatigue_Life_ for_Rail_Fastening_System.

20. Liu Y. The Effect of Material Static Mechanical Properties on the Fatigue Crack Initiation Life of Rail Fastening Clips / Y. Liu, Q. Li, X. Jiang, H. Liu et al. // Hindawi Advances in Civil Engineering. — Vol. 2021. — Article ID 1366007. — 14 p. — DOI:https://doi.org/10.1155/2021/1366007.

21. Савин А. В. Безбалластный путь / А. В. Савин. — М.: РАС, 2017. — 192 с.

22. Савин А. В. Технические требования к элементам верхнего строения пути / А. В. Савин, А. В. Кузнецова, А. В. Петров, С. А. Васильева // Транспортное строительство: Сборник статей второй всероссийской научно-технической конференции. — М.: Перо, 2021. — С. 23–32.

23. Savin A. V. The Service Life of Ballastless Track / A. V. Savin // Procedia Engineering. — 2017. — Vol. 189. — Pp. 379–385. — DOI:https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.05.060.

24. Савин А. В. Влияние рельсовых скреплений на устойчивость бесстыкового пути / А. В. Савин, Е. В. Соломатин // East European Scientific Journal. — 2023. — № 12(97). — С. 13–18. — URL: https://archive.eesa-journal.com/index.php/eesa/issue/view/93/142.

25. Hovorukha V. Studying and improving intermediate rail fastening of rail transport / V. Hovorukha // E3S Web of Conferences 109, 00028 (2019) Essays of Mining Science and Practice 2019. — DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/201910900028.

26. Петров А. В. Жесткость рельсовых скреплений безбалластной конструкции пути / А. В. Петров, С. В. Михайлов, А. В. Савин // Путь и путевое хозяйство. — 2022. — № 1. — C. 8–10.

27. Savin A. Acoustic impact on bridges / A. Savin, V. Ermakov, M. Egorov. — URL: https:// authors.elsevier.com/sd/article/S2352146522003106.

28. Nikitin D. Analysis of strength characteristics in railroad dowels produced by various manufacturers / D. Nikitin, L. Nikitina, A. Asoyan, A. Marusin // Architecture and Engineering. — 2019. — Vol. 4. — Iss. 1. — Pp. 23–31. — DOI:https://doi.org/10.23968/2500-0055-2019-4-1-23-31.

29. Klaus H. An extended linear model for the prediction of short pitch corrugation / H. Klaus, K. Klaus // Wear. — January 1996. — Vol. 191. — Iss. 1–2. — Pp. 161–169. — DOI:https://doi.org/10.1016/0043- 1648(95)06747-7.

30. Ilias H. The influence of railpad stiffness on wheelset/track interaction and corrugation growth / H. Ilias // Journal of Sound and Vibration. — 11 November 1999. — Vol. 227. — Iss. 5. — Pp. 935–948. — DOI:https://doi.org/10.1006/jsvi.1999.2059.

Войти или Создать
* Забыли пароль?